вторник, 4 июня 2019 г.

Norseman bike course. Веломаршрут Норсмена.

1 июня был особенный день: я впервые проехал 180 километров на велосипеде, да ещё и с подъёмом почти в три тысячи метров по одной из самых сложных трасс триатлона в мире.

Начать, наверное, стоит с того, как это вообще случилось. Все довольно просто и вместе с тем невероятно. Я познакомился на гонке в 2016 году с парнем, который живет тут и в прошлом году уже организовывал такой проход маршрута Норсмена. С другой стороны, я читал про эту тяжелейшую гонку раньше много раз, отчёты завораживали, и так совпало, что мой друг именно из Норвегии и именно по этой трассе организует тренировку. Разве не удивительно? Несколько раз за эту поездку я ловил себя на мысли, что не совпади так все, я бы вряд ли когда-нибудь оказался в этом потрясающем месте.

Жена поехала со мной и ее поддержка была неоценима, и, кроме того, я рад, что она тоже видела эти пейзажи. Мне было бы жалко потом пытаться передать все по фото - это надо видеть!

Само мероприятие (даже не знаю, как его назвать? Тренировка?) уже проходило год назад и мой норвежский друг Мэт знал трассу и всю логистику. Но в этом году не нашлось водителя, и Мет сел за руль машины сопровождения. Нужно сказать, что никто из участников никогда не делал Норсмен. У Ветло брат проходил гонку, А Ейнар уже лет пять участвует в лотерее на слот, но все безуспешно пока.

слева направо: Мэт, Арне, Калле, я, Камила, Ветло, Ейнар
Не лишним будет представить моих новых друзей, раз уже я начал про них рассказывать. Наш полный состав - 8 человек, со мной и моей Катей. Представляю вам других шестерых. Итак, про Мэта я уже много писал, с нами была его жена Камила - настоящий викинг, как он сам ее называет, крепкая, боевая, тренированная норвежка. В этом году собирается делать свой первый айронмен.

Двое приехали из Германии ради этой тренировки: Арне и Калле. Арне занимается триатлоном около тридцати лет, за его плечами 27 айронменов, участие в Коне, суточные велозаезды, один из которых он организует сам в Германии. Калле профессиональный триатлет в прошлом, участник одной из региональных команд Германии, тоже многократный айронмен, разумеется. Ему 47, он моложе своего друга лет на 5-10.

Ветло и Ейнар - местные, оба айронмены. Ветло самый молодой из нас - 29 - любитель современного оборудования и материалов, был экипирован, пожалуй, лучше всех и был так любезен, что дал мне свой байк. Ейнар соревнуется в группе 55+ (ему 59) и собирается выиграть слот на Кону через месяц. Это значит, что он должен быть лучшим в своей группе на следующем айронмене в Норвегии, очень выносливый мужик. Если вы собираетесь быть первым на айронмене в своей возрастной группе, то вы должны быть среди сильнейших в мире в вашем возрасте.

первая остановка
Я, понятно, был последним в этом списке киборгов, но мне было важно преодолеть эту трассу, чтобы понимать, что это такое и на что я в принципе способен.

Переходим к делу. Изначальный план и опыт прошлого года были такими: первый день - плавание (3,8) и велосипед (180), на второй день - марафон (42.2). Все точно по трассе соревнований Норсмен, которые проходят тут в начале августа каждый год. Но в месте старта - Eidfjord - было довольно холодно, температура воды была градусов пять и мы вынуждены были отменить плавательный этап. Утро начали с велосипеда при плюс 7 и в дождь.

Про велоэтап Норсмена имеет смысл сказать ровно 4 вещи:
  1. Это потрясающе красивая трасса! За эти 180 километров пейзаж меняется несколько раз и довольно кардинально. Начинается все в горах с водопадами и довольно скоро поднимаешься в зиму со снегом, ветром и дождём, перед половиной маршрута выезжаешь в тундру с карликовыми березками, а потом и вовсе пейзаж становится лунным: камни, скалы, серо-коричневая трава и мох и дорога с идеальным покрытием. В конце спускаешься в зелёные леса и луга с горной речкой какой-нибудь традиционной немецкой провинции.
  2. Холод. С дождём и снегом вокруг, с пронизывающим ветром (Камилу свалило с велосипеда порывом ветра и она разодрала руку). Часть трассы я ехал в утеплённых зимних варежках, ухитряясь тормозить и переключать передачи в них.
  3. Горки. Их 4 и одна злее другой. Первые 30 км почти полностью в гору, затем пару раз вскарабкиваешься на "стены" долины, по которой проложена трасса и последняя горка, километров за 40 до финиша, пожалуй, самая злая.
  4. Почти нет машин, прекрасное покрытие, дорога вся твоя, можно по полчаса ехать в полном одиночестве, водители крайне вежливые и объезжают велосипедистов за версту. В этом плане просто мечта велогона (если б не горки).
въехал на первую горку
Я, конечно, приуныл в самом начале, когда мы стали въезжать на первую гору. Смутно помня профиль трассы, я думал, что она самая серьёзная и дальше таких не будет, что давало мне сил на подъем, но, в то же время, было очевидно, что силы тратятся максимально быстро, а что там еще впереди - кто знает? Сделали первую остановку.

Следующий участок чередует спуски и подъёмы и, в общем, приходишь в себя. Но тут сразу начинается холод, и дождь уже делает свое дело. Я был мокрый насквозь. Хорошо снял с Мета шерстяную кофту, а с Камилы - ретузы, у них все на счастье с запасом. Тут мы остановились согреться у камина в местном кафе и съесть по бутерброду.

Дальше почти такой же рельеф до 90 км, где я вылил воду из велотуфель, отжал носки, одел новые и заменил целлофановые пакеты. И затем начинается второй подъем, 7 градусов.

Две машины сопровождения - Мэт на минивэне и Катя на гольфе Ейнара - периодически встречают нас по трассе, кормят и поят. Поскольку я в отстающих, Катя в итоге остаётся сопровождать меня одна. Последние 40 километров она просто ехала сзади постоянно.

Пожалуй, самая жёсткая горка была последней: 7-8° подъем еще и со встречным ветром. Постоянно ругаюшийся Калле проклял тут и дорогу и ее строителей, проложивших ее в этом месте, и эту гору, и ветер, разумеется: "супер", - ворчал он - "давайте еще дождь пойдёт со снегом".

Это было тяжелее, чем я мог осилить, поэтому на каждом таком подъёме я 2-4 раза останавливался уронить пульс со 160-170 до 140. И продолжал.

До начала последнего подъёма Мэт вернулся за мной, снабдил едой и соком и подбодрил: "ты делаешь этот маршрут! Последний подъём и потом просто 40 км вниз. Просто заберись на эту последнюю гору". На этой мысли держалась моя сила воли пока я ехал вверх.

Наверху, огибая очередное живописное озеро, дорога становится абсолютно сказочной. Посмотрите фото, я не способен описать это словами. Самый красивый участок трассы, хотя за первенство в этом рейтинге легко поспорят остальные части маршрута. Может все стало тут еще более прекрасным оттого, что я понимал уже, что доеду.

Начало последнего спуска немного крутовато, серпантин стремительно сползает с горы, устав от этой крутизны вместе со всеми нами, и я еду постоянно прижимая задний тормоз, и добавляя передний перед каждым поворотом. Трасса сухая здесь, но зачем нам заносы, когда вымотанные мышцы не успеют среагировать на потерю баланса.

Все 30 километров до финиша только вниз, очень плавно и комфортно, скорость 35-40, иногда можно чуть добавить, а можно просто катиться. Катя прямо за мной и я чувствую ее поддержку, как если бы она ехала со мной на одном веле. Пролетаем байдарочников, штурмующих пороги, показываю рукой ей. Подвесной мост, овцы то там то тут звенят колокольчиками.

Поднимаю вверх разжатую ладонь - 5. Затем 4, и 3, потом 2, проезжаем знак 1 км до кэмпа, поднимаю палец вверх. И все!! Катя сигналит, остальные, приехавшие раньше на 20-30 минут, кричат и поздравляют! Ураааааа!! Есть!!!

Камила честно признается, что не ожидала, что я доеду. Я и сам не был уверен, что уж там. Открываю банку пива, чипсы - теперь можно все.

Трек: https://connect.garmin.com/modern/activity/3705499332

Видео про гонку, которое теперь совсем иначе смотрится:

Комментариев нет: